You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Топ 17 ключевых показателей эффективности в логистике предприятия

Основные KPI в логистике

Управление складом включает в себя собственный мир сложных задач, и сегодня существуют десятки технологий, разработанных специально, чтобы сделать эти задачи проще и эффективнее. Но без корректного измерения производительности, любые способы оптимизации бизнес-процессов будут бесполезными. В этой статье мы поговорим про ключевые показатели эффективности логистики склада, которые должен отслеживать каждый менеджер.

Поступление грузов на склад

Поступление грузов на склад

Логистические показатели, измеряющие эффективность поступления товара на склад, являются одними из наиболее важных. Складские операции начинаются с процесса приемки грузов, и любая неэффективность здесь будет накапливаться снежным комом на всех последующих процессах.

Основные показатели

1. Своевременность закрытия приходных накладных;

2. Количество допущенных ошибок. Обратная метрика — процент точных поступлений, то есть доля правильно полученных заказов по сравнению с заказами на покупку.

3. Время приема товара. Сколько времени работник склада уделяет на прием каждой отдельной позиции.

4. Количество принятых строк, упаковок, объем, вес. 

Производительность на этапе приемки грузов на склад определяется объемом товара, принятого одним работником за час. 

Эти KPI помогают менеджерам выявлять любые ошибки при принятии партии товара на склад и избегать цепной реакции неэффективности, на протяжении всей цепочки поставок. Устранение недостатков, таких как длительный цикл приема из-за загруженности дверей дока, может повысить эффективность уже на этапе приема.

KPI складской логистики для подсчета эффективности системы хранения

Система хранения

Независимо от используемой системы хранения, необходимо измерять ее эффективность. Вот несколько важных KPI:

5. Стоимость запасов: стоимость хранения в течение определенного периода времени, включая стоимость инвентаря, затраты на обслуживание, затраты на повреждение и устаревание.

Чем дольше товар находится на складе, тем выше затраты. 

Читайте про управление запасами на складе здесь →

6. Загруженность системы: объем складских запасов на квадратный метр полезной площади хранения.

7. Эффективность использования складского пространства: процент пространства, используемого для полезного хранения грузов, от общего пространства помещения.

О том, как рассчитать эффективность склада, мы уже писали в этой статье.

8. Отношение запасов к продажам: измерение уровня запасов по сравнению с продажами. Это помогает менеджерам определять ежемесячный рост запасов на фоне падающих продаж.

Эти ключевые показатели логистики, эффективности хранения и управления запасами имеют огромное значение, когда речь идет о максимальном использовании хранилища и снижении стоимости запасов.

Например, низкая оборачиваемость побуждает вас искать причину этого и помогает улучшить управление запасами.

Ключевые показатели эффективности на этапе сборки и упаковки заказа

КПЭ на этапе сборки и упаковки заказа

Процесс комплектации и упаковки напрямую влияет на время выполнения заказа. Повышенная точность комплектации означает сокращение времени выполнения заказа.

9. Стоимость комплектации и упаковки: затраты на каждую строку заказа, включая обработку, маркировку, повторную маркировку и упаковку.

10. Производительность комплектации: Количество строк заказа, собранных комплектовщиком за час.

11. Точность сбора: процент заказов, собранных и упакованных без ошибок.

12. Использование рабочей силы и оборудования: доля рабочей силы и оборудования для подбора/упаковки от общей рабочей силы и оборудования, используемых в процессе.

13. Время цикла комплектации: время, необходимое для комплектации каждого заказа.

Доставка товара заказчику, отгрузка

Доставка товара заказчику

Скорость и точность доставки — важнейшие показатели во всей структуре KPI по логистике. Клиенты ожидают, что их заказ будет доставлен в целости и сохранности, да еще и в самые короткие сроки. И у всего этого также есть показатели эффективности, которые нужно отслеживать.

14. Количество коробок, разложенных по маршрутам. 

15. Загруженность машины — важно чтобы транспорт не ходил полупустым по направлениям. 

16. Процент боя грузов при перевозке. 

Доставка заказа от склада до клиента — один из важнейших этапов логистической цепочки. Ошибки при доставке чаще всего влияют на процент возвратов, или обратную логистику.

KPI в логистике возвратов

КПЭ в логистике возвратов

В большинстве случаев постоянный склад подвергается возврату и обратной логистике. В результате правильные KPI также необходимы для измерения эффективности и этого процесса.

17. Главный показатель — процент возвратов: отношения количества товаров, вернувшихся на склад после продажи, к общему числу проданных товаров.

Это один из основных складских KPI, который может помочь менеджеру склада/операций диагностировать точные причины роста складских расходов и неудовлетворенности клиентов, поскольку он позволяет вам вникнуть в причины возврата.

Выявление, внедрение и отслеживание ключевых показателей производительности склада на постоянной основе — это первый шаг к повышению производительности, эффективности и удовлетворенности клиентов. Это даст стабильные положительные результаты и операционную предсказуемость.

К каждому сотруднику лучше всего применять не более 4 КПЭ

4 КПЭ для каждого сотрудника

Слишком мало — будет недостаточно информации для анализа эффективности работы и качества оптимизации бизнес-процессов в целом. Слишком много — работник не будет понимать, что вообще ему нужно делать. Тем более, часто бывает так, что некоторые показатели могут противоречить другим. 

Выбирая, какие KPI будут использоваться в вашей цепочке поставок, важно понимать, как распределяются ресурсы компании, какие отделы отвечают за конкретные участки этой цепочки. Нужно выявить, что больше всего влияет на прибыль и эффективность работы и понять, какими показателями можно и нужно манипулировать, чтобы повышать производительность вашей логистической системы.

Это и будут ключевые показатели эффективности. У каждого бизнеса они свои. Но мы можем помочь вам разработать эффективную систему хранения, для которой работают универсальные и простые KPI. Обращайтесь в отдел продаж по контактам, указанным на этой странице. Мы умеем создавать эффективные складские системы!

Задайте свой вопрос