Несмотря на эпоху автоматизации, основой любой компании являются люди. Они выполняют задачи, непосильные для техники. Мотивация сотрудников склада напрямую влияет на их эффективность работы. Чем выше заинтересованность в высоком качестве выполненных задач, тем положительнее это влияет на финансовые показатели предприятия.
Современный работник, помимо высокого дохода, хочет получить комфортную рабочую обстановку: влиться в коллектив и профессионально развиваться. Мы проанализировали систему мотивации на некоторых украинских складах и оказалось, что почти везде она направлена на “уклонение от наказания”, а не на достижение результата. В этой статье мы поговорим о том, как мотивировать сотрудников, снизить текучку кадров и улучшить финансовую ситуацию склада.
Навигация по статье
Мотивация 3С
Система справедливого стимулирования 3С давно применяется на зарубежных складах и успела зарекомендовать себя, как эффективное решение для мотивации.
Система определяет сколько работы выполнил сотрудник, и какую долю от общего дохода компании приносит эта работа. Исходя из результатов формируется премия: чем больше задач было выполнено и чем меньше допущено ошибок, тем выше сумма премии. Это дисциплинирует и мотивирует человека, позволяет наработать навыки и улучшить свои показатели. Для формирования премии необходимо 3 норматива: качество, производительность работы и лояльность сотрудника.
3С на практике
Рассчитаем производительность труда 3 работников за час: сотрудник “А” — выгрузил 20 паллет, сотрудник “Б” — разместил 20 паллет, а сотрудник “В” — выполнил отбор 20 строк заказа.
При нормативах времени, например, 1.5 минуты на выгрузку, 2 минуты на размещение и 2.5 минуты на отбор 1 строки заказа мы получим такие показатели эффективности:
- Работник А: 20*1,5/60=0,5;
- Работник Б: 20*2/60=0,67;
- Работник В: 20*2,5/60=0,83.
Самая высокая продуктивность у работника В, а значит он получит премию выше, чем его коллеги.
Оценить качество работы можно по количеству ошибок, нарушений и повреждений, а лояльность основана на усердии и добросовестности работника. Показатель лояльности носит субъективный характер, то есть оценивается руководителем по своему усмотрению.
При оценке эффективности важно учитывать все виды выполненных работ: погрузка/разгрузка, сортировка, перемещение, отбор позиций, инвентаризация и т.д.
Мотивация склада: примеры
Существует 5 простых, но эффективных способов мотивации персонала склада:
- Постановка целей. Перед тем, как мотивировать персонал, вы должны понимать какие реалистичные KPI установить, для сравнения их с текущими.
- Развитие и обучение должны начинаться с первого дня работы. После того, как работники узнают о возможностях развития в компании, они остаются. Такой подход снижает текучесть персонала.
- Безопасность. Вы должны предоставить своим сотрудникам безопасные и комфортные рабочие условия, “заряжающие” их на продуктивную работу: новое оборудование, униформа, помещение в надлежащем состоянии.
- Проявляйте уважение. Это может быть выражено разными способами: гибкий рабочий график, возможность отпроситься при непредвиденных обстоятельствах.
- Геймификация труда. При однообразной 8-часовой смене трудно сохранять одинаковую производительность, поэтому в зарубежных компаниях внедряется система мотивации склад-процессы-игра.
Геймификация в действии
Amazon сделала процесс сборки заказов интереснее. Те, кто согласился поучаствовать в эксперименте зарабатывает виртуальные баллы и награды, играя в игры. Например, комплектовщик подходит к стеллажу, чтобы в очередной раз просканировать товар, а там на экране — “Тетрис”. После прохождения уровня, работнику начисляются баллы, а он идет дальше собирать заказы. Геймификация низкоквалифицированного труда позволяет достичь более эффективной работы за счет разгрузки мозга.
Американский разработчик логистических решений Manhattan Associates также внедрил геймификацию в своей работе. Выполняя задания, сотрудник получает баллы. Накопив достаточное количество, он тратит их в виртуальном магазине, а за определенные достижения получает звание или статус. Такой подход сделал рутинную рабочую смену интереснее, снизил количество ошибок и повысил скорость работы.
Мотивация работников склада — психологический инструмент в руках руководителя. Только вам решать, как применять его на своем складе. Не стоит часто менять систему, иначе работники начнут испытывать безразличие к стимулам: “Зачем что-то выполнять, если это отменят”. Учитывайте фидбек, ведь стимулирование работает, когда все “участники” процесса добровольно с ним согласны. Экспериментируйте, будьте инициативными и помните, что изменения — это всегда шаг вперед!